Каникулы — пожалуй, один из спорных вопросов в школьной практике. Одни эксперты считают, что дети отдыхают чрезмерно много, другие уверены, что подход к распределению учебного времени и отдыха надо менять, третьи ратуют за то, чтобы все оставить как есть.

История вопроса

История возникновения каникул у школьников уходит своими корнями в очень давние времена. Эксперты называют одним из ранних свидетельств наличия летнего отдыха у школьников указ папы римского Григория IX, датированный еще 1231 годом. В нем предписывалось давать студентам отпуск на лето, т. к. они должны помогать родителям в сборе урожая. Во Франции такие каникулы называли «сборными», ведь для сбора винограда требовалось много рабочих рук. Папский указ имел большое значение, т. к. в те времена школы еще не имели единых стандартов, но при этом церковь контролировала многие из них. Постепенно традиция длительного летнего отдыха закрепилась и укоренилась.

О том, сколько дней каникул необходимо современному ребенку и как их можно проводить с наибольшей пользой для здоровья и развития интеллекта школяра даже во время отдыха, АиФ.ru рассказала врач-педиатр, руководитель всероссийского общественного движения «Совет матерей», инициатор ряда премий в сфере материнства и детства, автор книг, посвященных детям и родителям, Татьяна Буцкая.

 

Предпочтительные варианты

Единого расписания каникул в современных российских школах сейчас нет. Одни учатся, как в советское время, по четвертям. Другие — по модульной системе: дети пять недель трудятся, одну — отдыхают. Школы сами определяют подходящий для них график каникул. Лично мне импонирует второй вариант. Школьное обучение поделено на равные временные отрезки, причем более короткие, чем при учебе по четвертям. Дети меньше истощаются и устают от учебы. Недельного отдыха для восстановления сил им вполне достаточно.

Что касается летних каникул, то некоторые считают их слишком длинными. Мол, дети за три месяца успевают забыть то, что проходили целый год. Действительно, какие-то нюансы из школьной программы ребенок может забыть, но он с легкостью вспомнит их с началом учебного года.

Тем не менее многие учителя на время каникул стараются загрузить детей по максимуму: дают задания по математике, русскому и английскому языкам, а также список художественной литературы. Из всего этого, я считаю, стоит браться только за книги. На прокачке знаний зацикливаться не надо. В каникулы лучше заняться эмоциональным интеллектом (EI), ведь он, как заявляют психологи, в жизни нередко играет большую роль, чем коэффициент интеллекта. Историй про троечников, которые во взрослой жизни смогли стать успешнее, чем отличники, огромное количество. Секрет этого феномена — развитый эмоциональный интеллект.

Чем он выше, тем лучше человек чувствует людей, находит с ними общий язык и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. С развитым EI проще быть в мире с самим собой: распознать свои эмоции (определить их причины и предвидеть последствия) и справиться с ними. Специалисты говорят, что люди с высоким EI оказываются более успешными и счастливыми. А разве не этого мы хотим для наших детей?

С началом летних каникул, когда ребенок может максимум времени проводить на улице, наступает оптимальное время для формирования эмоционального интеллекта. Ребенку не нужно прерываться из-за звонка на урок, окончания учебного дня, необходимости бежать на кружок. Он проживает все возникающие ситуации от начала до конца.

Плюсы каникул

Длинные летние каникулы, которые, кстати, и вызывают больше всего споров, приносят немало положительного детям.

Первое — ребенок много играет в сюжетно-ролевые игры. Он активно взаимодействует с другими детьми: учится подавлять вспышки агрессии, строить отношения и находить компромиссы. Это очень важно.

Второе — у школьника становится больше времени на чтение художественной литературы. Ребенок сравнивает себя с героями книги, сопереживает им и учится оценивать их поступки.

Третье — в летние каникулы многие отправляются в путешествия, посещают достопримечательности, учатся видеть прекрасное в окружающем мире.

Четвертое — у родителей появляется возможность привлечь свое чадо к домашним делам. Если ребенок уезжает к бабушке-дедушке в деревню, он поливает огород, пилит дрова, носит воду. Это дает ему удовлетворение от проделанной работы, что тоже важно для EI.

Чем насыщеннее и интереснее ребенок проводит свое время в каникулы, тем лучше. Как врач также не могу не отметить оздоравливающий эффект летнего отдыха. Ребенок бегает, нередко босиком (это профилактика плоскостопия и при перепаде температур — вариант закаливания), дышит свежим воздухом, получает витамин D, которого так мало в наших широтах. Чем лучше он «подзарядится» здоровьем, тем больше он будет проявлять энтузиазма с наступлением 1 сентября и, что немаловажно, станет меньше болеть.

Поэтому на данный момент каникулярная система предоставляет детям необходимое количество времени на отдых и помогает им получать удовольствие от учебного процесса, когда они успевают даже соскучиться по школе и своим друзьям. А значит, они могут учиться успешнее и эффективнее.

Источник: https://aif.ru