Отставание в речевом развитии встречается у трех-десяти детей из ста. Его можно заподозрить в возрасте около двух лет, когда сверстники «молчунов» начинают понятно изъясняться.  Но большинство родителей начинают бить тревогу только после трех-пяти лет.

Чтобы не потерять драгоценное время, я советую начать занятия с ребенком в игровой форме еще в младенчестве.

Говорите с ребенком

Как можно чаще ловите его взгляд, корчите ему рожицы, разговаривайте по принципу «что вижу, то пою». Показывайте малышу предметы и называйте их. Озвучивайте свои действия. Не оставляйте без внимания попытки ребенка пообщаться с вами. Если он подает голос, реагируйте и вступайте с ним в разговор.

Избегайте гаджетов

Телевизор, мобильный телефон, планшет, компьютер помогают делать ребенка тихим и «удобным». И это плохо! Вместо того чтобы активно изучать окружающий мир, кроха садится в уголке и смотрит мультфильмы. В итоге малыш недополучает тактильных ощущений. Мир ярких красок и быстро меняющихся картинок фиксирует ребенка на довербальном уровне развития. Более того, он вызывает зависимость и способствует гиперактивности ребенка и проблемам со сном.

Подключайте детские товары

  • Сенсорные игрушки (развивающий коврик, сенсорные книжки/погремушки/ с вставками из различных материалов) развивают мелкую моторику и стимулируют речевые центры, поэтому они обязательно нужны уже в первые месяцы жизни крохи.
  • Книжки с выдвижными деталями и открывающимися окошками. Старое издание «Сонного мишки» Иана Уайброу и Акселя Шеффлера просто шедевр! Новое, к сожалению, сильно упростили, но и оно поспособствует речевому развитию.
  • Куклы и фигурки животных. Они пригодятся вне зависимости от пола ребенка. С помощью этих игрушек ребенок выучит названия частей тела и животных. Когда малыш подрастет, куклы и зверушки станут участниками сюжетно-ролевых игр, которые важны не только для речи, но и для развития воображения и эмоционального интеллекта ребенка.

Методики раннего развития

В первый год жизни младенцка можно использовать систему Глена Домана. Показывайте и называйте ребенку карточки с изображением самых разных предметов. К году кроха накапливает пассивный запас слов, который позволяет ему понимать речь родителей. Карточки пойдут только на пользу. В силу пластичности центральной нервной системы младенец может очень быстро их запомнить, однако – внимание — может их так же быстро забыть без повторений.

Пальчиковые краски, тесто для лепки. Дарят ребенку тактильные ощущения.

Ортопедические коврики. Не только служат профилактикой плоскостопия, но и играют роль сенсорных игрушек. Посылают в мозг импульсы, которые способствуют развитию речевых зон.

Книжки. Психологи советуют их читать чуть ли не с трех недель жизни (для формирования ритуала отхождения ко сну). Я считаю, что можно повременить и до полугода, когда слух и мозг младенца станут более зрелыми, а значит, ему будет проще воспринимать речь.

Если вы в этом возрасте не читали ребенку книг, займитесь этим, когда ему исполнится 1,5 года. С этого момента развитие речи будет набирать обороты. К 2 годам в словарном запасе ребенка должно находиться около 200-300 слов, а в речи должны появиться простейшие предложения («Дай воды», «Хочу ням-ням»).

К 3-4 годам речь ребенка станет еще более богатой, поэтому и книжки должны «потолстеть» и «поумнеть». Кстати, не спешите учить читать ребенка, если он не научился говорить, как следует. Это может затормозить  его речевое развитие.

Фитболы с различной поверхностью, сухой бассейн, матрас с водой, качели, бизиборды, утяжеленные одеяла, балансиры.

К 5 годам ребенок должен полностью овладеть родным языком. Однако если по каким-то причинам дошкольник не успел этого сделать и имеет проблемы с речью, мозг дает ему дополнительное время. Еще 2 года. Если ребенок успеет до 7 лет компенсироваться, речевое отставание не скажется на его дальнейшем психическом и интеллектуальном развитии.

Чтобы помочь малышу, скорее всего, придется заниматься не только логопедией, но и сенсорной интеграцией (пройдите тест или обратитесь к нейропсихологу за консультацией). Проблемы с речью могут быть связаны с сенсорным голодом. Его вызывают нарушения обработки сенсорной информации, которую мы получаем не только с помощью осязания, обоняния, слуха, зрения, но благодаря вестибулярному аппарату.

Он  посылает в мозг информацию о движении и положении частей тела относительно друг друга. В норме это врожденная «настройка». Она обеспечивает нормальное сенсомоторное развитие каждого из нас. Но в некоторых случаях в этой «настройке» бывают дефекты: в результате мозгу не хватает сенсорной информации.

Чтобы активизировать психо-речевое развитие ребенка, нужно использовать сенсорные игры, которые подарят ребенку чувственные ощущения. Причем обеспечить их своему чаду можно не только с помощью покупных товаров. Если денег нет, вы можете сами сделать сенсорные игрушки.

  • Например, в носок, который будет мять малыш, можно засыпать гречку;
  • На отрез ткани, по которому ребенок будет ходить, нашить пуговицы, приклеить фасоль, камушки, ракушки;
  • Сделать чудо-шкатулку с разными по фактуре материалами: шишками, бусинками, мочалками;
  • Вместо качелей можно повесить дома гамак;
  • Магазинный бизиборд заменить хендмэйдом.

Ваша задача — чтобы ребенок активно и, главное, регулярно контактировал с этими девайсами. Воздействие на различные органы чувств отправит в мозг тысячи импульсов и заставит его развиваться быстрее.

Сколько потребуется на то, чтобы ребенок сумел овладеть речью на пять с плюсом, сказать сложно. Но можете не сомневаться, что улучшения не заставят себя долго ждать!

Источник: https://med.vesti.ru